Путешественник поневоле

- Александр, насколько мне известно, ты почти целую неделю пропутешествовал в поездах, пересекая то с востока на запад, то с запада на восток, обширную казахстанскую степь. Скажи, пожалуйста, что подтолкнуло тебя к такой невероятной исследовательской активности?
- Прежде всего, следует заметить, что еще седьмого ноября в компании с коллегами Назаром Зелинкой, Игорем Легкодымовым, Ярославом Наролским, Романом Куницким и Сергеем Одарычем мы прибыли в Республику Казахстан. Сначала транзитом проехали через город Уральск, а в тот же день вечерним поездом отправились в город Актобе. Там мы пробыли до четырнадцатого ноября, пытаясь получить регистрацию, но столкнулись с определенными проблемами.
Не смотря на то, что документы на регистрацию мы подали десятого ноября, до двенадцатого ноября (последний день, когда мы должны были зарегистрироваться) мы так и не получили ни регистрации, ни отказ в ней. Вместо этого, двенадцатого ноября нас пригласили на личную встречу с заместителем начальника департамента внутренних дел в Актюбинской области полковником Есеном Єсмахановым. Во время беседы нас заверили в том, что регистрацию мы получим в понедельник 14 ноября. На встрече также присутствовал Камалов Мирамбек - представитель приглашающей стороны общественного фонда «Молодежная Информационная Служба Казахстана».
Неожиданно, в понедельник вместо обещанной регистрации мы получили наши миграционные карточки с продлением в них срока пребывания на территории РК Казахстан всего лишь до 16 ноября 2005 года, а также настойчивую просьбу заместителя начальника миграционной службы г. Актюбинска Мухарова Женибека покинуть актюбинскую область в течении двух дней в любом направлении.
Тогда решили отправиться в г. Алматы, где находится центральный офис ОФ МИСК, причем содействие в покупке билетов нам оказал все тот же начальник миграционной службы. Прибыли в южную столицу 17 ноября 2005 г, фактически уже после окончания срока нашей продленной регистрации с опозданием в один день. Тут нам удалось получить туристическую регистрацию (цель визита - частная) посредством владельца квартиры, в которую мы вселились. пробыли несколько дней и отбыли по региональным центрам 21 ноября с целью проведения тренингов в области медиа-мониторинга, а также для проведения журналистской деятельности.
Начиная с этого момента и далее, каждый из нас вынужден был бороться со всеми уловками Казахстанского законодательства в одиночку. Я прибыл в город Кызылорда 22 ноября с письмом-приглашением от ОФ МИСК. Документы на регистрацию подал в пятницу 25 ноября, в этот же день в 17.00 моя миграционная карточка была продлена до 12.12.05.
26 ноября приблизительно в 11 утра я находился в помещении КАЗАКТЕЛЕКОМ, где пользовался услугами интернет. Около 11.20 мне на мобильный телефон позвонила сотрудница миграционной полиции, с просьбой покинуть интернет-клуб - меня ждали возле входа (как она узнала что я нахожусь в данном помещении - я не знаю). Возле входа все та же сотрудница сообщила, что у меня определенные проблемы и велела ехать с ней и в сопровождении еще одного сотрудника в отдел миграционной полиции. Там мне было предъявлено обвинение, в том, что я не уведомил данный орган, что буду заниматься сбором информации, касающейся предстоящих выборов Президента Республики Казахстан. Данное обвинение якобы было подписано прокурорам области. Увы, возможности ознакомится с ним мне так не дали - все обвинения основывалось только на устных заявлениях служащих миграционной полиции и на какой-то бумаге, лежащей на столе, которую мне показывали только издали. Меня попросили написать объяснительную записку. В этой записке я указал, что собирал различные политические газеты исключительно для того, чтобы собрать наглядный материал для тренингов.
После этой беседы мне было «предложено» два варианта: либо сокращают срок пребывания до 28 числа, и я покидаю территорию Казахстана; либо на меня подают в суд, садят на пару дней в тюрьму и потом по решению суда депортируют. Я попросил дать время, в течении которого приму решение. Созвонился с коллегами в г. Алматы, и совместно мы приняли решение подати иск в суд. Когда же я явился, чтобы сообщить о своем решении, то мне сообщили, что уже сократили срок пребывания до 28 числа и что вскоре меня «проводят» до поезда Алматы - Уральск.
Было предъявлено заключение, на основании которого сокращают срок моего пребывания в стране. На просьбу дать мне копию заключения, я получил отказ. Когда же я начал протестовать против такого хода дел, то мне мягко сообщили, чтоб я «пошел и еще немного подумал». Я ушел. Приблизительно в 21.30 на мой мобильный вновь позвонили и попросили, что бы я опять подъехал в милицию. В это время я находился в кафе со своей знакомой. Минут через 5 после звонка, к нашему столику подошла официантка. Вместе с нашим заказом на столе вдруг появилась записка: «Молодой человек у вас проблемы, за соседним столиком сидят сотрудники милиции и следят за вами». Вскоре после этого я вышел из кафе, посадил свою знакомую на такси и отправился в миграционную полицию.
Когда я явился, меня еще раз переспросили, каково мое решение. Я ответил, что буду судиться. Сотрудница миграционной полиции сказала, что она вынуждена составлять протокол, который подаст в суд. Через несколько минут, кто то позвонил на ее мобильный телефон. После чего она заявила, что суда я не дождусь, и сегодня же покину Кызылорду. (Оставался приблизительно один час до отправления того поезда, который мне «рекомендовали»).
После этих слов вызвали группу сопровождения. Мне было предложено проехать в месте со служащей миграционной полиции в такси к себе домой и как можно скорее собрать вещи. По прибытии на вокзал меня определили в купе начальника поезда. При этом и самому начальнику поезда и сопровождающим поезд представителям транспортной милиции было дано предписание выпустить меня исключительно в Уральске, где в свою очередь, меня будет ждать миграционная милиция. Я не раз совершал попытки покинуть поезд вместе со своими вещами, но каждый раз задерживался служащими транспортной полиции.
Из-за спешных сборов, я не успел обменять наличные у меня доллары на казахстанскую валюту и приобрести хоть какие-то продукты, в результате чего всю дорогу вплоть до России я не ел. Сразе же после того, как мы въехали на российскую территорию (поезда из Актюбинска в Уральск проходит через территорию России) на станции Илецк 1 я совершил еще одну попытку покинуть поезд, показавши предписание начальнику поезда что до 28.11.05 должен покинуть территорию Казахстана. Однако начальник поезда вновь отказался меня выпустить. Мимо проходил русский таможенник - я объяснил ему ситуацию и попросил оказать помощь. И только после его вмешательства я сумел покинуть из поезд. После этого я пешком дошел до поста дорожной милиции, где сел на автобус Ориембург - Актюбинск, доехал до г.Актюбинска и затем на поезде до г. Алматы. Моя цель – подать встречный иск в суд против действий миграционной полиции.

В качестве эпилога, хотелось бы поделится своими впечатлениями – впечатлениями иностранца. Казахстан - это прекрасная и гостеприимная страна! Климат, рельеф, ресурсы, этнос, экономика, история, культура – здесь все уникально. Хотелось бы бывать здесь еще и еще, познакомится ближе с людьми Казахстана, понять глубже их уклад, их жизнь. Пугает лишь одно - перспектива провести добрую половину моей следующей командировки в очередях в миграционном офисе, а также на последующих за этим допросах миграционной полиции.