БІЛОРУСЬ: Шанс на свободный выбор либо очередной обман?


А дальше будет распределение. И не важно как ты учился, не важно твое желание, не важно что у тебя есть перспектива хорошего трудоустройства – государство сделало за тебя выбор, а ты должен с этим смириться и 2 года (а в перспективе 5 лет) прозябать в провинции, в чернобыльских районах, теряя квалификацию, шансы на успешную карьеру и получая заработную плату не более 100-120 долларов.

А не хочешь – будь добр заплати родной стране порядка 20000 тысяч долларов. Истинная суть государства для народа.

Само по себе обязательное распределение является нарушением принципа «отмены всех форм принудительного или обязательного труда» который является одним из четырёх основополагающих принципов в сфере труда, закреплённых в Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятой на 86-й сессии Международной конференции труда в июне 1998 года. Исполнение основополагающих принципов обязательно для всех государств-участников Международной организации труда (далее – МОТ) независимо от ратификации ими соответствующих конвенций. Республика Беларусь – член МОТ с 1954 года – ратифицировала обе конвенции МОТ, посвящённые вопросам ликвидации принудительного труда (Конвенцию №29 1930 года о принудительном труде и Конвенцию №105 1957 года о отмене принудительного труда).

В соответствии с «Положения о распределении выпускников, которые обучаются за счёт средств республиканского и (или) местного бюджета в учреждениях образования, которые обеспечивают получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в Республике Беларусь» утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2002 года, выпускник, направленный на работу комиссией по распределению, считается молодым специалистом и обязан отработать по направлении два года с момента заключения трудового договора между ним и нанимателем. Целью распределения, в соответствии с данным Положением, является удовлетворение потребности в специалистах в разных отраслях экономики, а также социальная защита выпускников. Нанимателям, независимо от формы собственности, запрещается на протяжении двух лет после окончания учреждения образования принимать на работу выпускников без удостоверения о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве. Неисполнение данного требования нанимателем ведет к обязанности компенсировать все расходы за весь период обучения. Таким образом, распределение выпускников и его цели противоречат пункту Б статьи 2 Конвенции №105 МОТ, конституционному праву граждан на бесплатное высшее образование, а также не соответствует государственной гарантии свободы выбора рода занятия и труда. Что касается социальной защита, то такая защита, безусловно, должна улучшать правовое положение выпускника, а не ограничивать его права.

Но у большинства студентов гомельского региона появился шанс сделать свободный выбор в плане своего дальнейшего трудоустройства.

23 сентября 2006 года Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1255 было утверждено Положения о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, пункт 4 которого содержит следующее:

«4. Молодые специалисты освобождаются от возмещения затраченных средств в республиканский и (или) местные бюджеты в случаях:

4.1. если они являются:
лицами, имеющими льготы в соответствии со статьями 18–20, 23–25 Закона Республики Беларусь от 22 февраля 1991 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 10 (12), ст. 111);»

Все, кто имеют в Гомеле постоянную прописку имеют право на льготы в соответствии со ст. 25 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», как граждане, проживающие (работающие) в зоне проживания с периодическим радиационным контролем.

Гомель является зоной проживания с периодическим радиационным контролем.

Такой статус имеют довольно много населенных пунктов Гомельской области.

Чтобы удостоверить право на наличие льготы по ст. 25 должно получить в администрации района проживания удостоверение лица пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Для этого нужно предоставить справку о прописке, которая выдается в ЖЭС по месту прописки, паспорт и фотографию 2 на 3 см. Удостоверение должно быть выдано на протяжении 2-х недель, но как правило выдается в день обращения за удостоверением. Срок проживания не имеет значения, главное, что бы прописка была постоянной.

Молодой специалист обладающий удостоверением с данной статьёй может смело не являться по распределению.

В соответствии с пунктом 5 Постановления СМ №1255. В случае неприбытия молодых специалистов к месту работы, их увольнения или перевода до истечения срока работы по распределению наниматель и (или) молодые специалисты в трехдневный срок сообщают об этом в учреждение образования, выдавшее молодым специалистам направление на работу, с указанием причин и приложением заверенных в установленном порядке копий необходимых документов, в том числе подтверждающих их право на освобождение от возмещения затраченных средств.

Учреждение образования в месячный срок со дня получения названных документов организует работу по сбору необходимой информации для принятия решения о возмещении затраченных средств молодым специалистом или его освобождении от этого возмещения с выдачей справки о самостоятельном трудоустройстве.

Такое решение оформляется приказом руководителя учреждения образования.

7. При принятии решения об освобождении от возмещения затраченных средств учреждение образования извещает молодого специалиста об этом и сообщает о необходимости получения справки о самостоятельном трудоустройстве.

Но так ли все радужно на самом деле?

Постановление однозначно дает право молодому специалисту подпадающему под действие ст. 25 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» не вялятся по распределению и освобождает от выплаты средств затраченных государством на его обучение.

Но Постановление СМ от 23 сентября 2006 года №1255 на практике начнет применятся только в эту выпускную компанию и государство понимает то, что теряет бесплатную рабочую силу целой области.
Поэтому практически наверняка можно утверждать, что будет принято одно из следующих решений:

1. Будут внесены изменения в Постановление, снижающие количество лиц имеющих право на освобождение от выплаты средств затраченных государством на обучение молодого специалиста.

2. С Гомеля будет снят статус зоны проживания с периодическим радиационным контролем. Ведь уже много лет Урицкое, которое является частью Гомеля не является зоной проживания с периодическим радиационным контролем, а в сентябре 2006 данного статуса лишился Жлобин.

И первый и второй варианты одинаково возможны, если учесть то, что уже решен вопрос о снятии льгот со студентов и детей, а также то, что большинство учебных заведений, дающих средне-специальное и высшее образование находятся в Гомеле.

P.S. По информации пресс-службы Прокуратуры Республики Беларусь, по искам прокуроров в 2006 году с молодых специалистов, не отработавших установленный срок, взыскано более 315 млн. рублей. Из них: с 23 выпускников учреждений образования МВД Республики Беларусь - более 179 млн. рублей; с 60 лиц, обучавшихся за счет средств центров занятости – 63,6 млн. рублей, с 8 выпускников других учебных заведений – 72,6 млн. рублей.

Как видим, более половины взысканных средств получено с выпускников учреждений образования МВД Республики Беларусь, будущих защитников конституционного строя. Их сознательность проявилась сразу. На данном факте нельзя делать выводов, но стоит все же стоит задуматься.

Игорь Леворт



















































Bookmark and Share