Гражданское общество онлайн


Как «третий» стал первым
Практическую пользу от интернета одной из первых поняла Greenpeace (http://archive.greenpeace.org/history.shtml). Ее глобальные акции требовали глобальной коммуникации, и в 1983 году эта международная организация связала свои офисы, раскиданные по континентам, электронной почтой через сервис Easylink. Потом примеру экологов последовали и другие некоммерческие организации (НКО), иначе называемые «третий сектор». В России благодаря усилиям Project Harmony, TEIA и других организаций уже в начале 90-х НКО получили возможность общаться по электронной поч­те, опережая в этом многие коммерческие и научные структуры.

А мы уйдем на сервер
Интернет вобрал в себя реальность, и офлайн-мероприятия сделались онлайн. Затратные конференции и съезды перетекли в чаты, форумы и дискуссионные листы. Конечно, живое общение ничто не заменит, но в данном случае компромисс приемлем.
Фандрайзинг, или поиск денег у спонсоров, фондов и граждан, с приходом интернета упростился. Только ленивый не писал заявку по образцу, скачанному с сайта западного фонда, чтобы отправить в тот же фонд и ждать денег, которые тоже могут прийти через «виртуальные пути». А через «Яндекс.Деньги» часто общественники собирают средства от частных лиц.

Компьютер, интернет и английский язык (плюс, желательно, способность легко находить единомышленников и зажигать людей) — и мир у твоих ног. «Вдохновлять, просвещать, вовлекать» — такой позитивный лозунг у международной площадки для виртуальных молодежных проектов под названием «Taking it global» (http://russia.takingitglobal.org/) . TIG — это тре­нажер навыков по изменению мира. Слож­но придумать проект, которого нет на этом ресурсе.


Общественные организации часто промышляют «alarm-акциями» — кампаниями срочной помощи, когда организуется «атака» через электронную почту, факс или телефон против ведомства, отдельного чиновника или провинившейся корпорации. Порой просто собираются подписи — на сайте или внутри письма. Сотни и тысячи таких акций проходят ежедневно. Вот пример международной киберакции по сбору подписей за отмену китобойного промысла: http://www.whalesrevenge.com.

Экологические, социальные, гуманитарные, гражданские акции помощи больным СПИДом, голодным людям, акции поиска доноров и за свободу политзаключенных прочно прописались в интернете. Даже стали поговаривать об «инфляции» таких методов — слишком часто кто-то просит что-то подписать, в результате на письмо с темой «вопрос жизни и смерти» мы жмем «delete»...

Рожденные киберпространством

Гражданские акции шагнули из реала в сеть, но есть акции, которые проделали путь обратный. Например, прочно вошли в моду и даже создали свою субкультуру флэш-мобы (http://fmob.ru/) — а ведь это порождение интернета, который позволяет заранее договориться о сценарии действа сотням людей. Результат — мгновенное появление в одном месте толпы, выполняющей согласованные действия. Политически и социально озабоченные граждане быстро поняли плюсы новой штуки и переняли методы для своих «корыстных» целей, хотя считается, что истинный флэш-моб — аполитичный.

«У нас нет больших денег, но у нас есть правда, а это сильнее»,— любят говорить гражданские активисты



Донкихоты в интернете
«У нас нет больших денег, но у нас есть правда, а это сильнее»,— любят говорить гражданские активисты. Информационное общество диктует новые законы — много денег и административный ресурс часто пасуют перед «кучкой», которая становится «великой», если имеет нужную информацию и знает, как и где ее распространить.
Потребительские бойкоты, популярные на Западе,— из этой серии. Например, глобальная кампания против Exxon Mobil (http://www.stopexxonmobil.org/) — крупнейшей транснациональной нефтяной корпорации, бюджету которой позавидуют иные государства. Эта корпорация фактически привела к власти Буша и «отменила» глобальное потепление, но спасовала перед экологами, которые со всего мира, словно комары, жалили неповоротливого монстра через интернет. И добились своего. Exxon Mobil, конечно, Буша назад не забрала, но свою ответственность за климат планеты признала.


Реальные акции в виртуальном пространстве

Любая гражданская акция эффективнее, когда она проходит в нескольких географически удаленных местах одновременно. Например — в разных городах, странах. Яркий пример — «Критическая масса» (http://www.massa.org.ru/): это когда велосипедисты требуют равные права на дорогу со стороны властей, автомобилистов, общества. Сейчас КМ проходит от Калининграда до Томска в России, а также по всему миру.

Другой пример — кампания в защиту Байкала (http://community.livejournal.com/no_baikal_pipe/). Горстка активистов в десятках регионов страны устроили волну протестов. Результат — государственная корпорация «Транснефть» с многомиллиардным бюджетом и неограниченными ресурсами сдалась, и нефтепровод не прошел через великое озеро.


Этот список побед длинный, но он мог бы быть и длиннее, будь в нашей стране так же хорошо освоены тактические медиа, как на Западе. Тактические медиа включают в себя видеоактивизм, новостные сайты, на которых каждый пользователь может опубликовать свою новость, SMS-рассылки, текст-мобы, моблоги, а также ICQ, Skype, Livejournal и прочее.

Про текст-моб активно заговорили после антивоенных-антиамериканских протестов в Лондоне, когда недовольных приездом Буша координировали через SMS и сайт (http://www.appliedautonomy.com/txtmob.html). Свежий писк тактических медиа — моблог (http://mobblog.ru/about/). Это когда фотографии с твоего мобильного телефона отправляются сразу в интернет на публикацию. В России он пока мало известен, но на Украине, например, известная правозащитная организация «Международная амнистия» с помощью моблогеров провела акцию против свастики в городе — граждане присылали со своего телефона по MMS фотографии фашистской агитации, замеченной на стенах.


Цензурь не цензурь...
С интернетом и «третьим сектором» произошел тот самый парадокс, когда «еще вчера не знали, что это такое, а завтра уже не знают, как без этого жить». Благодаря интернету в обществе происходят качественные и порой необратимые изменения. И интернет здесь своего рода предохранитель от поворотов к «железному занавесу»: отрубить интернет уже не позволит никто, а контролировать Сеть на все 100% не получится технически.

Дмитрий Кокорев









































Bookmark and Share