Romania Mare одесского разлива


Защита прав национальных меньшинств: Бухарест создает проблему на пустом месте


В отношениях между Румынией и Украиной снова кризисный период. Бухарест наступает на всех фронтах: в экономической сфере торпедирует строительство канала Дунай — Черное море, в политической — «обрабатывает» молдавоязычное население Одесской и Черновицкой областей.

Кроме того, до конца нынешнего года должен быть вынесен окончательный вердикт Гаагского суда ООН по статусу острова Змеиный. Более того, президент Румынии Траян Басеску и вовсе заявил, что не исключает такой ситуации, когда часть Украины (Бессарабия) войдет в состав Румынии. Одним словом, международная ситуация в северо-западной части Черного моря не ахти какая стабильная.


БУХАРЕСТ БЕРЕТ РЕВАНШ


На 25–30 мая 2008 года намечен второй этап мониторинга соблюдения прав румынского национального меньшинства в Украине. Провести такое исследование договорились еще в июле 2006 года тогдашний и.о. министра иностранных дел Украины Борис Тарасюк и руководитель внешнеполитического ведомства Румынии Михай Резван Унгуряну. Поводом стали претензии Бухареста — якобы Киев систематически нарушает права граждан Украины румынского происхождения. По сведениям наших юго-западных соседей, на украинской территории массово закрываются румынские школы, румынская диаспора лишена возможности получать прессу и смотреть радио-, телепрограммы на родном языке — в общем, налицо, конечно, не геноцид, но как минимум «серьезное ограничение в правах».


Первый этап мониторинга был проведен еще в октябре-ноябре 2006 года на территории Черновицкой области Украины и Сучавского уезда Румынии с участием экспертов Совета Европы и ОБСЕ. Он оказался провальным для Бухареста — мало того что наблюдатели не подтвердили информацию об игнорировании прав румынского меньшинства, так выяснилось прямо противоположное: украинцы, которым «повезло» иметь паспорта с желтым орлом на обложке (герб Румынии. — Ред.) подвергаются систематической ассимиляции со стороны властей дунайской республики.


«Смена политического режима в Румынии с тоталитарного на демократический не привела к радикальному улучшению ситуации в сфере обеспечения прав украинского меньшинства, — гласили выводы смешанной комиссии. — Хотя законодательная база для обеспечения потребностей национальных меньшинств в целом является достаточной, реализация законодательства нередко зависит от воли представителей власти».


Украина дала румынам, проживающим на ее территории, неплохие возможности для сохранения национальной идентичности: у них есть свои школы (только на Буковине — 83 средних учебных заведения!), средства массовой информации, общественные организации. Руководитель одной из крупнейших национальных НГО — Румынского Сообщества Украины — влиятельный депутат от Партии регионов Ион Василе Попеску. Кроме того, румыны входят в правящую элиту Черновицкой области.


Украинцы, проживающие в Румынии, такими привилегиями, увы, похвастаться не могут. К примеру, на 61,4 тыс. (по официальным данным) наших соотечественников — граждан Румынии приходится лишь одно среднее учебное заведение, а именно лицей имени Т.Г. Шевченко. Но и в нем условия еще те: по информации украинского МИДа, «заведение в недостаточной степени обеспечено учебными площадями, отсутствуют библиотека и спортивный зал, нет ни единого профильного кабинета».


Это, повторимся, данные смешанной комиссии, в которую входили представители Совета Европы и ОБСЕ. Они несколько противоречат заявлениям как румынской стороны — та вообще называет свое государство «идеальным для национальных меньшинств», — так и официальных украинских организаций Румынии — Союза украинцев Румынии (СУР) и Демократического союза украинцев Румынии (ДСУР). Впрочем, последнему факту удивляться не стоит, поскольку национальные НГО в Румынии во многом зависят от государства. К примеру, в прошлом году СУР получил из казны порядка $750 тыс. Не исключено, что именно этим обстоятельством объясняется странное совпадение позиции союза с мнением румынских властей.


МОЛДАВСКАЯ КАРТА


Второй и третий этапы мониторинга должны были пройти весной прошлого года, однако по ряду причин их пришлось отложить. Во-первых, румыны отказались признавать предварительные результаты исследования, назвав их «не соответствующими действительности». А во-вторых, не совсем понятно, почему в качестве объекта мониторинга была избрана именно Одесская область. Румын здесь, согласно переписи 2001 года, всего 724 человека (для сравнения: китайская диаспора региона превышает 10 тысяч человек, албанская — 2 тыс.). Впрочем, есть еще и молдаване, коих, по данным Госкомстата, 123,8 тыс. человек. Если верить представителям румынского МИДа, в частности генконсулу республики в Одессе Чераселлы Николаш, «румыны и молдаване — один народ, разделенный политическими границами», и, следовательно, их тоже можно включить в число «притесняемых народностей». Вот это-то и стало главным препятствием на пути проведения мониторинга.


Ассоциация молдаван Украины, которую возглавляет бывший заместитель одесского губернатора Анатолий Фетеску, направила в адрес руководителей страны обращение, в котором указало на неуместность и противоправность таких действий со стороны Румынии.


«Мы попросили не подвергать нас унижению, — говорит общественник. — А это именно унижение. Ведь молдаване — это не румыны, любой историк скажет. Это другой, хоть и родственный им этнос. В принципе это то же самое, что за соблюдением прав украинцев где-то, неважно, где, наблюдали бы власти Бразилии».


Как сообщили источники «k:» в украинском МИДе, обращение ассоциации стало последней каплей, после которой ведомство решило отложить мониторинг — до мая 2008 года. Прямо отказать румынам министерство не могло, как же — члены ЕС и НАТО...


Между тем румынская сторона активно готовится к действу. По Одесской области колесят иностранные дипломаты, зашевелились прорумынски настроенные граждане и общественные организации, финансируемые из Бухареста.


26 августа 2007 года в Измаиле под эгидой ассоциации румын Украины «Бессарабия» (Анатолий Попеску) была проведена Конференция румын Украины. На ней звучали гневные речи о притеснениях, которые якобы испытывают румыны на нашей стороне Дуная. Более того, присутствующий на конференции «регионал» Ион (Иван) Попеску заявил о необходимости подготовки прорумынски настроенной молодежи, которую «следует продвигать в органы власти, что позволит более эффективно отстаивать интересы румынского национального меньшинства Украины».


4 апреля сего года вице-консул Румынии в Одессе Алина (Эмилия) Никулеску, упомянутый уже Анатолий Попеску и корреспондент черновицкой газеты «Конкордия» Вадим Бачинский совершили своеобразное турне по молдавским селам региона. Они встречались с местными жителями, разъясняя им, как следует себя вести во время визита мониторинговой комиссии. Кроме того, румыны вели фото- и видеосъемку зданий, требующих ремонта. С чего бы это, любопытно?


ПРОРУМЫНСКАЯ ОДЕССА


Вообще деятельность прорумынских НГО в Одесской области заслуживает особого внимания. К примеру, их количество: если до 2000 года органам юстиции было известно лишь об одной организации — Христианско-демократическом альянсе румын Украины (лидер — Петр Шкепу), то сегодня в регионе функционирует около десятка таких структур. Самые крупные — ассоциация румын Одесской области «Бессарабия», «Тирас» (Белгород-Днестровский район, руководитель — сотрудник румынского Генконсульства Иван Райлян), «Троянский Вал» (с. Утконосовка Измаильского района, руководители — Штефан и Зинаида Пинтяк), «Новое поколение Европы» (Ренийский район), экологическое общество «Ялпуг» (Измаильский район) и др. Кроме того, в регионе функционируют приходы Бессарабской метрополии Румынской Православной Церкви.


Все эти организации финансируются из-за рубежа и, надо сказать, неплохо финансируются — к примеру, только за последние три месяца 2007 года «Бессарабия» получила по линии румынского МИДа $30 тыс. Это в разы больше стандартных грантовых программ, которые предоставляют украинским НГО европейские и американские неправительственные фонды.


Активисты общественных организаций, как правило, молдаване и румыны, прошедшие обучение «на исторической родине». С 90-х годов Бухарест реализует программу подготовки в своих вузах иностранных студентов. Этнических румын и молдаван направляют в центр «Еудоксиу Хурмузаке» при столичном университете, где их пичкают знаниями о румынской истории (точнее, истории румын — именно так называется этот предмет у наших соседей), культуре и даже праве.


КИЕВ СДАЕТ ПОЗИЦИИ


Кроме общественных организаций, пропагандой идей «Романия маре» активно занимаются румынские массмедиа, прежде всего электронные, которые вещают на юго-западные районы Одесской области. Так, здесь принимается сигнал телекомпаний International, TV Romania (TVR1), Еthno и др. В эфире — все те же разговоры о «единой родине» молдаван и румын, о «Великой Румынии» до Днестра.
И наконец, главный козырь Бухареста в геополитической игре, ведущейся в Дунай-Днестровском междуречье, — румынское гражданство «для своих». С 90-х годов всех, кто сможет доказать факт проживания своих предков на территории, до 1940 года входившей в состав румынского государства (а это Молдавия, Черновицкая область и часть Одесской области Украины), точное количество украинцев, завладевших румынскими паспортами, назвать непросто. Тот факт, что двойное гражданство не предусмотрено отечественным законодательством, привел к полному отсутствию статистической информации по этому вопросу. Тем не менее эксперты оценивают численность «пятой колонны» в 50–100 тыс. человек. В основном в Черновицкой области, месте компактного проживания украинских румын. В Одесском регионе, по некоторым данным, румынское гражданство получили до 1000 человек — здешние молдаване, как правило, занимаются сельским хозяйством, не бедствуют и посему на заработки выезжать не стремятся.


Внешнеполитическая доктрина румынского государства заключается в стремлении создать единое этнокультурное пространство на территории, которая включает в себя собственно Румынию, Республику Молдова, украинские Буковину и Бессарабию. О немедленной аннексии, конечно, речь не идет — будучи членом ЕС и НАТО, Румыния не решится на откровенно агрессивные действия.

Однако в долгосрочной перспективе проект может оказаться вполне эффективным. Уже сегодня в ряде сел украинского Придунавья то и дело вспыхивают конфликты на национальной почве. Когда прорумынски настроенные граждане попадут в органы власти, а часть молдавского населения получит двойное гражданство, это даст возможность Бухаресту предпринимать меры по «защите соотечественников».


В этом ключе мониторинг ситуации с обеспечением прав национальных меньшинств приобретает особое значение. Во-первых, у румын появится возможность говорить об игнорировании Украиной этих самых прав, а во-вторых, согласившись на проведение исследования в Одесском регионе, Киев де-факто признает легитимность концепции «единой разделенной нации» (проверять-то будут молдаван). И даст в руки Бухаресту прекрасный инструмент политического давления.












































































Bookmark and Share