Альтернативная методика образования. Как сэкономить миллионы для госбюджета


Наверное, каждый из нас слышал заявления про то, что наша система образования является одной из лучших в мире. Правда, не менее часто можно услышать и противоположную мысль – мол, нет, наша система образования давно уже сдала позиции, и единственный шанс для нее – это равнение на европейскую модель образования.

У каждой из этих двух мыслей есть свои последователи и противники, которые рьяно доказывают друг другу свою правоту. Так повелось в наше время, что основным предметом дискуссий стала система фиксации знаний – достаточно вспомнить не столь давний переход на 12-ти бальную систему оценивания в школах и еще совсем свежее единое выпускное тестирование, ставшего главной головной болью некоторых престижных киевских вузов. Тем не менее, несмотря на новомодные инновации Министерства образования, сама методика преподавания с советских времен не изменилась ни на миллиметр (по крайней мере, в государственных школах). Сложившаяся ситуация выглядит как минимум странной, не находите? Современный информационный век, который ставит совершенно новую планку для интеллекта и мышления каждого человека, наши чиновники встречают новой системой оценивания старого качества знаний. Это если предположить, что качество осталось на старом уровне. Ничего не скажешь – интересный способ преуспеть в информационной гонке...

Тем не менее, нашему Министерству многое можно простить. Конечно же, нельзя успеть все и сразу. Конечно же, не хватает кадров, денег, ресурсов и политической воли в верхних эшелонах власти, которым, по большему счету, попросту наплевать на украинскую молодежь, воспринимаемую исключительно как дешевая рабочая сила. Однако есть один момент, который несколько меняет ситуацию. В Украине уже создана универсальная серия методик преподавания большинства предметов. И появилась она отнюдь не недавно.

Тут следует сделать небольшое отступление. Есть огромное, необозримое количество методик преподавания, которые применимы как к школе, так и к высшим учебным заведениям (правда, к последним – в меньшей мере). И многие из них на первый взгляд кажутся чем-то сродни космическому кораблю в каменном веке. Более того, различные методики используются теми или иными учителями с приблизительно одинаковым эффектом (при должном таланте учителя). Писать про них – это с головой уйти в особенности морального мира учителя, его психологию и отношение к детям. Воспитывать же взрослых людей в рамках данной статьи я не намерен, ибо дело это совершенно неблагодарное. Среди всех методик я был вынужден отдать предпочтение только одной – методике Шаталова Виктора Федоровича, донецкого учителя физики и математики. Не потому что он «круче», нет. Потому что ее может применить даже человек, не обладающий сверхъестественными способностями в области преподавания. Она элементарно расписывается по пунктам, применима практически к любому предмету, будь то правописание или военное дело. Ее можно наложить на имеющуюся систему. Без лишних жертв, быстро и качественно.

Теперь, собственно, о самой структуре методики. Несмотря на ее весьма тяжелую судьбу на просторах родного отечества, в Китае она с успехом применяется не только в школе, но и в профессиональных и военных училищах. Впрочем, наших чиновников из Министерства образования столь наглый преподавательский плагиат совершенно не трогает. С чего бы это такое игнорирование, высокопоставленные господа? Уж не потому ли, что нас ждет Европа со своей болонской системой (про которую, кстати, вменяемо рассказать могут считанные единицы из Министерства)? Потрясающая близорукость! Почему именно – читайте ниже, дорогие читатели!

Во-первых, хочется отметить, что методика, про которую идет речь, универсальна. В ней попросту отсутствует понятие слабого ученика. Она подходит всем. Даже «слабенькие» дети в ней могут чувствовать себя наравне со всеми, усваивая на должном уровне необходимое количество знаний. Как доказательство этой тезы стоит привести один пример – Шаталов никогда не набирал специальных групп. Более того, из-за экспериментального характера его метода, Шаталов получал в основном классы «Г» и «Д», которые в дальнейшем превосходили «А» и «Б» по всем параметрам.

Во-вторых, она уменьшает время, необходимое для усвоения материала, в среднем на 20%, нисколько не теряя в качестве. Чтобы лучше прочувствовать эту цифру, наведу жизненное сравнение – стандартный курс украинской школы заканчивается не в 11-ом (или, с учетом новых веяний в Министерстве, в 12-ом), а в 9-ом классе.

В-третьих, она улучшает качество запоминаемого материала. Здесь сложно оперировать фактами, потому что оценка не всегда является конечным критерием понимания предмета. Думаю, достаточным доказательством послужит то, что все до единого ученики Шаталова поступили в ВУЗы, а ныне среди них вышли 64 кандидата наук, 12 докторов (физики, философии, медицины, педагогики).

В-четвертых, методика предусматривает полную свободу распоряжения ученика своим свободным временем. Если более доступно – здесь (ликуйте, школьники и студенты!) почти нет домашних заданий. Зубрежка исключена.

Скажите, чудо? Фантастика? Нет. Просто несколько изменений обычной системы. Причем изменений вполне конкретных. Впрочем, смотрите сами:

Изменение первое

Целостное преподавание предмета. Помните схему построения уроков в школе или ВУЗе? Один урок цепляется за другой, как звенья в цепочке, и один невыученный материал автоматически рвет структуру всей цепи. По правде говоря, представить себе сколь-либо разумную альтернативу этой основе основ проблематично, даже несмотря на наличие у нее очевидных недостатков. Кто не помнит убитого первыми уроками интереса к предмету, когда, условно говоря, ожидаешь космических кораблей с лазерами, а получаешь катающиеся по столу шарики и эбонитовые палочки? Шаталов предложил альтернативу. По его мнению, необходимо начинать рассказ с ядра предмета, с перспективы (души, если хотите), а потом уже, заполняя недостающие знания, продвигаться к основам материала, тем блокам, из которых он состоит. То есть (прошу обратить внимание!) количество материала не изменяется! Меняется порядок его изложения. К примеру, возьмем одну из начальных тем в биологии – «Клетка». По Шаталову, первый урок должен дать ученикам понять, чего эта самая клетка хочет от жизни, как она должна и может этого добиваться, какой у нее есть для этого стартовый капитал в виде различных органелл. Причем дать этот материал так, чтобы в дальнейшем у учащихся возник вопрос типа: «И как же она бегает?» (ВНИМАНИЕ! ВАЖНО! Наверняка каждый помнит ситуацию, когда на вопрос учителя звучит несколько правильных ответов, а он своей милостью выбирает свой, заранее готовый. В данном случае это неправильно!). Ответ на данный вопрос звучит приблизительно так: «А давайте это и рассмотрим на следующем уроке». И так материал изучается по мере возникновения вопросов. Конечно же, это представляется совершенно нереальным, если не трогать остальную схему преподавания. Но дело то как раз в том, что мы ее потрогаем, да еще как...

Изменение второе

Повторение. Давайте вспомним привычные лекции или же уроки (кому что роднее :). Новая тема. Много терминов. Много логических связей между ними. Много нового. Учитель (или преподаватель), зная про особенности устройства человеческой памяти, надиктовывает конспект с параллельным объяснением самых сложных моментов. Прошу обратить внимание – на каждый момент уделяется не более 2-3 пояснений. Причем это в лучшем случае. В худшем же повторяется одна и та же форма пояснения до тех пор, пока молчание учеников не станет для учителя сигналом к продолжению монолога. Естественно, что тот или иной факт запоминался бы намного легче, если бы про него рассказывали больше и по-разному, привязывали его к различным сравнениям, персонификациям, моделям и жизненным ситуациям, образовывая как можно больше якорей в сознании учащегося. Думаю, что это достаточно логично, и у внимательного читателя возникнет встречный вопрос – а где взять время на это самое повторение? Ответ – на уроке не нужно ничего конспектировать. На этом моменте прошу всех преподавателей и учителей, читающих данный материал, присесть и прийти в себя. Все не так плохо, как вы, возможно, думаете.

Изменение третье

Опорный конспект. Хотя господин Шаталов считает его на чуть ли не последним в своей методике, для логичности поставим его немного раньше более важных изменений. Так выйдет понятней.

Экономия времени на уроках, а также уменьшение времени, необходимого на запоминание материала, во многом упираются именно в этот пункт. Здесь тоже не чуда (вот странно, правда?). Это всего лишь рассказ учителя, запечатленный в асоцитивных картинках. То есть, если в стандартных учебниках максимум, который мы можем найти – это схемы и таблицы (картинки – это уже почти роскошь), то здесь несколько иная картина. Опорный конспект – это материал урока, который записан в виде рисунков, знаков, символов (если хотите – иероглифов), взаимосвязанных между собой в единые «картины» и описывающих тот или иной элемент материала. Причем (внимание!) – чем больше идей уложено в наименьшее количество символов, тем лучше. Естественно, что весь урок в одну схему вложить проблематично (выйдет достаточно громоздко, что будет тяжело для понимания). Шаталов предлагает разделять материал урока на блоки (5-7, но не больше), которые было бы достаточно легко окинуть взглядом, не затерявшись в сонме значков. Метод работы с опорным конспектом прост. Основная задача учителя – научить детей читать символы конспекта, привязать свой рассказ к ним. Основная задача детей – на уроке сверять рассказ учителя с конспектом (не забываем, что количество повторений каждого элемента материала увеличено), а дома лишь просмотреть его, заполняя забывшиеся моменты материалом из учебника (от силы данный процесс занимает не более 10 минут для одного предмета – прощайте, зубрежки!). В дальнейшем проверка знаний будет намертво привязана к конспекту и его воспроизведению.

Изменение четвертое

Система оценивания. Тут, к сожалению, инновации Шаталова несколько расходятся с модными ныне представлениям об оценивании детей. Виктор Федорович вполне резонно заметил, что страх перед плохой оценкой имеет мало общего с любовью к учебе и предмету в частности, а, следовательно – и качеством его изучения. Как же исправить эту ситуацию? Конечно, можно пойти по пути нашего уважаемого Министерства («Дети, помните, что каждый балл – хороший! Оценки бывают плохие, а баллы – нет!», «Баллы, которые вы получили, исправить нельзя! Вы должны работать на протяжении всего года, чтобы получить оптимальный результат!»), однако можно предположить, что существует менее... гм... стрессовый способ контроля знаний (правда, следует оговориться, что в школе эта проблема стоит не столь остро, как в университетах). Шаталов сначала предположил, а потом доказал на практике, что если дать учащемуся возможность исправить свою оценку на следующих уроках, то эффективность работы увеличивается, а страх перед учебой исчезает. Более того, за урок ученик может набрать бонусные баллы (к примеру, за ответ на вопрос, касающийся предыдущей или следующей темы), которые в дальнейшем влияют на общий результат, а потому вопрос о подтягивании оценок практически отпадает. Здесь хочу добавить от себя – абсолютно справедливо. По логике вещей, ученик должен быть оценен по количеству своих знаний, не ограничиваясь одной оценкой за урок.

Изменение пятое

Физическое воспитание. Шаталов придерживается мысли, что духовное и умственное развитие неразрывно связаны с телесным, физическим. Потому в конце каждого учебного дня его ученики около часа проводят за спортивными играми. Если честно, то над этим пунктом я немного посмеивался. До тех пор, пока не узнал, что среди «шаталовцев» несколько десятков мастеров спорта. Это притом, что сам Шаталов – физик и математик, и упор делается именно на эти предметы.


Впрочем, можно и дальше перечислять особенности системы, однако они достаточно специфичны, да и желающим найти их не составит это никакого труда – в Интернете обзорной информации достаточно. К тому же, скорее всего, то, что было перечислено выше, уже используется многими талантливыми преподавателями, которые о Шаталове знать не знают – ведь многие элементы его метода интуитивно понятны. Суть в другом. Система конкретна, проста, доступна, готова к массовому внедрению по большинству предметов (по прогнозам самого Шаталова, при поддержке Министерства образования, массовый переход школ на новую методику займет 3 года, уже разработаны все материалы и опорные конспекты), сулит невероятный кадровый прорыв (как уж тут не вспомнить премьер-министра Юлию Владимировну с ее «интеллектуальным прорывом»...).

Она экономит бездну времени и денег из госбюджета. Она не фантастична, не призывает вставлять в головы детей микрочипы или использовать гипноз вкупе с эффектом 25-го кадра. Она оставляет время для того, чтобы человек мог задуматься над тем, что он учит, а не просто запоминать. Учит людей замысливаться над окружающим миром. Она – наш билет в будущее, наша надежда на лучшее, на повторение экономического чуда Японии, Тайваня, Южной Кореи. Надежда на мозги, которые вытащат нас из все более разрастающейся анархии и укрепляющейся политической зависимости Украины.

...Шаталову уже более 80 лет. Внушительная цифра, не так ли? Он до сих пор преподает. В Донецке. Ездит с семинарами в Москву. Дает занятия учителям, которые приезжают к нему сотнями за раз. Он никогда не садится на своих занятиях, считая это преподавательской слабостью. Почему мы о нем ничего не слышим? Потому что наше Министерство образования безграмотное? Или просто потому, что нам много знать не нужно? Кто его знает, хотя один вариант другого хуже. Как бы то ни было, мы остаемся, как говориться, у разбитого корыта. Ведь из года в год ситуация в школах становится все хуже, и нет ни одного намека на то, что в ближайшем будущем в этом деле наметится прогресс.


Дмитрий Москалик
Неофициальная газета ( gazeta.univ.kiev.ua )


















































Bookmark and Share